Доклад главы муниципального образования "Игринский район"
13.06.2012
Уважаемые члены рабочей группы по реализации
2011 год стал вторым годом реализации Программы социально-экономического развития муниципального образования «Игринский район» на 2010-2014 годы». Анализ выполнения Программы показывает, что основные плановые показатели выполнены. По основным направлениям социально-экономического развития Игринский район входит в первую пятерку сельских районов республики. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по кругу крупных и средних предприятий составил более 15 млрд. рублей. По этому показателю Игринский район занимает второе место в республике. Основной отраслью остается нефтедобывающая. На ее долю приходится 94 % отгруженной продукции. За истекший год нефтяными кампаниями на территории района добыто 1 млн. 278 тыс. тонн нефти или 12 % всего объема добычи нефти в Удмуртии. В отчетный период продолжали наращивать объемы производства предприятия традиционных для нашего района отраслей экономики. Наибольший рост отмечен на предприятиях пищевой и лесоперерабатывающей промышленности. Важнейшим показателем состояния экономики является инвестиционная активность. По объемам инвестиций в экономику в прошлом году Игринский район занял третье место среди сельских районов республики. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 779 млн. рублей или 168 % к уровню 2010 года. Почти в три раза увеличились инвестиции по средним и крупным предприятиям. Это значит обновлялось производство, создавались новые рабочие места. К числу инвестиционно активных предприятий относится ООО «Факел». В прошлом году здесь установлена единственная в России трехкапельная машина по производству бутылки. С большими трудностями, но целенаправленно восстанавливается производство в лесопромышленном комплексе, в том числе на предприятиях созданных на основе Игринского леспромхоза. Новая линия позволила увеличить производство фанеры на 175 %. Продолжилась модернизация на предприятиях пищевой промышленности. Наш район занимает третье место среди сельских районов по розничному товарообороту . В 2011 году он достиг 2,6 млрд. рублей. На 38,5 % вырос оборот организаций малого и среднего бизнеса. В этой отрасли сегодня работает 36 % занятого населения. Значительных успехов добились сельские труженики. В 2011 году Игринский район занял первое место по северной зоне республики по урожайности зерновых, которая составила 23 ц/га. Таких результатов в истории района еще не было. По итогам 2011 года Игринский район занял третье место в республике по наращиванию объемов производства молока. Средний надой молока на корову составил 5472 кг (второй результат по республике), валовое производство молока превысило 19 тыс. тонн. В минувшем году проведена большая работа в сфере развития социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства. За счет всех источников финансирования освоено 370 млн. рублей. Продолжалась газификация, сданы в эксплуатацию средняя школа в с. Менил и школьный стадион в с. Зура. Проведена реконструкция двух сельских дорог, продолжена работа по обновлению водопроводных и тепловых сетей. Положительная динамика развития прослеживается и в социальных показателях. Третий год подряд в Игринском районе рождаемость превышает смертность. В 2011 году по количеству родившихся детей наш район занял третье место в Удмуртии. Сохранилась стабильность на рынке труда. Уровень безработицы составил 0,66 % - это один из лучших показателей в республике. Зримые результаты принесли мероприятия, проведенные в районе в рамках провозглашенного Президентом Удмуртии Года человека труда. Средняя заработная плата превысила 12,7 тыс. рублей, в районе нет просроченной задолженности по заработной плате. В 2011 году впервые за последние четыре года не было зарегистрировано смертельных и тяжелых несчастных случаев на производстве. Игринский район занял второе место в республиканском конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда Район занимает лидирующие позиции в организации работы с молодежью, в постановке спортивно-массовой работы, в сфере культуры. Вышеперечисленные результаты достигнуты, в значительной степени, благодаря поддержке Президента, Правительства, Государственного Совета, министерств и ведомств Удмуртской Республики. Пользуясь случаем, я выражаю всем искреннюю признательность. Наряду с успехами мы видим проблемы, которые являются сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии района. 1. Несмотря на заметные положительные изменения остается низким коэффициент обновления основных фондов. Износ основных фондов в обрабатывающем производстве составляет 38 %, в сельском хозяйстве - свыше 50%. Поэтому на 2012 год вопросы модернизации поставлены в число приоритетных. Предполагается, что основным источником финансирования мероприятий будут собственные средства организаций и прочие внебюджетные источники (более 68%). 2. Высок уровень издержек производства, который вызван недостаточным уровнем внедрения современных ресурсосберегающих технологий, это существенно влияет на конкурентоспособность и себестоимость. Для органов местного самоуправления это проблема особенно актуальна в жилищно-коммунальной сфере. Поэтому первейшей задачей является внедрение ресурсосберегающих технологий. В последние годы в районе прокладывается ежегодно свыше 10 км новых водопроводных сетей с использованием современных материалов. Эта работа будет продолжена, будут использоваться помимо бюджетных средств, средства предприятий коммунального комплекса. Такая же схема используется в модернизации тепловых сетей. 3. Актуальным остается вопрос повышения эффективности расходования бюджетных средств. Планируется провести реорганизацию ряда учреждений. В частности, в связи с уменьшением числа учащихся одна средняя школа реорганизуется в основную, одна основная школа будет преобразована в начальную. Также планируется реорганизация работы учреждения здравоохранения. Повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе в расходовании бюджетных средств, должна способствовать активизация работы по реализации административной реформы. В целях улучшения работы в этом направлении мы обновили состав районной комиссии, за счет внутренней реорганизации в аппарате главы муниципального образования создали отдел, который призван быть координатором в этой работе. В настоящее время проводится актуализация реестра муниципальных услуг, стандартизация и регламентация муниципальных услуг. Принимаются меры к завершению разработки и утверждения административных регламентов муниципальных услуг, предоставляемых в МО «Игринский район» к 1 июля 2012 г. Создан Центр оказания муниципальных услуг по земельным вопросам, который является первым шагом к формированию МФЦ. Предстоит большая работа по переходу к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде. 4. Важнейшим направлением деятельности для нас остается сельское хозяйство. Основной целью в животноводстве является увеличение объемов производства молока. В 2012 году планируется достичь валового производства молока - более 20 тыс. тонн, продуктивности – 5510 кг на одну корову. Этого мы планируем добиться за счет увеличения численности и качества дойного стада и улучшения кормовой базы. 5. Нас очень тревожит нарастание дефицита квалифицированных кадров. Особо остро дефицит квалифицированных кадров наблюдается в лесоперерабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций специалистами составляет 59 %, механизаторами – 80 %. Практически во всех сферах наблюдается процесс старения кадров. Поэтому проведению работы по привлечению и закреплению кадров уделяем особое внимание: ведется целевая подготовка специалистов, выделяются субсидии на строительство и приобретение жилья. В 2011 году улучшили жилищные условия 11 граждан старше 35 лет и 5 молодых семей, проживающих в сельской местности. В Игринском районе, в единственном районе республики, молодые специалисты получают доплату к заработной плате. В подготовке кадров по рабочим специальностям, в том числе для села, мы большие надежды возлагаем на образовательный центр, созданный на базе профессионального училища № 36. Для эффективной работы этого центра необходимо обновить учебное оборудование и парк сельскохозяйственных машин. С этой задачей без поддержки республики нам будет сложно справиться. 6. Дальнейшее экономическое и социальное развитие района в значительной степени зависит от продолжения газификации. Из 113 населенных пунктов района газ имеется только в 4-х. В 2012 году планируется построить 7 км сетей в с. Факел, 14 км. в п. Игра , д. Лоза, д.Унтем. В проект «Газпрома» включено проектирование строительств газопровода Игра – Кабачигурт – Зура с охватом прилегающих деревень. 7. Острой проблемой, особенно в т.н. «лесных поселках», остается ветхое и аварийное жилье. Наш район активно участвует в федеральных и республиканских программах по ликвидации ветхого и аварийного жилья. Проблемой для нас является то, что по действующим правилам в число подлежащих капитальному ремонту не входят дома т.н. блокированной застройки. А таких домов в районе большинство. 8. Актуальной остается задача создания единой системы безопасного функционирования объектов социальной сферы. Если вопросы пожарной безопасности в учреждениях образования и здравоохранения решены, то нерешенными остаются эти вопросы по сельским клубам. Здесь нужна, как показал опыт сферы образования, единая целевая республиканская программа. 9. Одной из острейших проблем в социальной сфере района остается проблема ветхих зданий. В этом году начнутся работы по строительству школы в с. Кушья. Мы очень надеемся, что завершится строительство акушерского корпуса ЦРБ и положительно решится вопрос о строительстве школы искусств в п. Игра. 10. Созрел и вопрос с местами в детских садах. На сегодняшний день число детей, нуждающихся в местах в дошкольных учреждениях 1335 человек. Мы изыскиваем возможности открытия дополнительных групп в действующих детских садах, открыты детские сады в с. Большая Пурга и д. Удмурт Лоза. Но эти меры полностью проблему не снимают. В этом году начинается строительство детского сада на 190 мест в п. Игра. В других населенных пунктах будут прорабатываться возможности открытия детсадовских групп путем реорганизации существующих образовательных учреждений. 11. В числе приоритетов - меры по обеспечению экологической безопасности. Мы надеемся, что в этом году начнется решение вопроса о строительстве полигона бытовых отходов в поселке. 12. В 2011 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» проведена диспансеризация 14-летних подростков. Выявлено, что из 453 детей 61 % имеют отклонения в здоровье. Это весьма тревожный факт. Поэтому вопросы охраны здоровья детей и молодежи являются для нас приоритетными. Одна из причин такой ситуации недостаточная развитость инфраструктуры массового физкультурного движения. Сегодня обеспеченность спортивными залами составляет 31 %, в районе нет ни одного типового спортивного зала, хотя игринские спортсмены традиционно занимают призовые места в республиканских сельских играх, достойно представляют Удмуртию на российских и международных соревнованиях. Поэтому, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Игре – это не прихоть, а острейшая необходимость. 13. Остаются сложными проблемы территориального развития района. Сохраняется неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований поселений. Для изменения ситуации в лучшую сторону необходимо усилить работу по увеличению доходной базы территорий. Конечно, на первом месте – это стимулирование субъектов экономической деятельности - сельскохозяйственных предприятий, предприятий малого бизнеса, использование межбюджетных отношений в реализации вопросов местного значения, усиление работы по сбору средств, поступающих в бюджеты поселений. Решение вышеперечисленных проблем позволит реализовать намеченные планы на 2012 год, позволит Игринскому району и дальше быть устойчивым и надежным звеном всего социально-экономического комплекса Удмуртской Республики. Спасибо за внимание! |